Меридиан

УВЕЛИЧИТЬ ШРИФТ НА

СЕГОДНЯ

.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................

Календарь

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Праздники России

Праздники России

Проблемы школьной неуспеваемости

shkola2-300x203«Почему это происходит именно с моим ребёнком, — сетуете вы, — мы занимались со специалистами, выполняли задания дома, он знает и буквы, и цифры… наверно не повезло с учителем…»

К сожалению, в 70% случаев родители обвиняют детский сад и школу в том, что педагоги недостаточно хорошо учили, не проявляли настойчивости. Но ведь и в группе, и в классе наверняка есть дети, которые прекрасно усваивают материал и показывают блестящие результаты.

Так в чём же на самом деле причины школьной неуспеваемости?

Давайте вместе рассмотрим наиболее типичные из них.

  1. Ребенок постоянно пропускает буквы в письменных работах. Скорее всего, у него плохо развитфонематический слух. Чтобы справиться с этой проблемой, бывает достаточно пару месяцев позаниматься с ребёнком упражнениями на развитие звукобуквенного анализа (разложить слово на буквы, а буквы на звуки).

Здесь может быть и другая проблема — недостаточная концентрации внимания. Увеличить ее можно при помощи тренировки. Например, предложите ребенку текст, где надо вычеркивать только буквы «а» (делая это задание, необходимо продумать систему поощрений). Есть замечательные упражнение – «Найди отличие на 2 картинках», «Что изменилось», «Сложи слова из кубиков», «Расставь цифры по порядку». Другой род упражнений, чрезвычайно полезных для детей и взрослых – это осознанное выполнение действий. Так, мы учим « не автоматически, не на лету», а внимательно умываться, принимать пищу, поливать цветы и т.д. Согласитесь, если нас спросить на работе – что ты делал утром по порядку – вряд ли кто-то вспомнит… мы на бегу переделали столько дел, думая о работе и разговаривая по телефону…

Ребенок может быть слишком темпераментным и вечно спешить. Таких детей иногда называют «гиперактивными». Мы поговорим об этом в следующей беседе, т.к. в нескольких словах не расскажешь.

  1. Ребенок делает массу орфографических ошибок. Причиной может быть пункт №1. А также то, что ребёнок пошёл в школу слишком рано (имеется в виду не возраст, а его психологическая и физическая готовность). Есть дети, которые готовы учиться в 6,5 лет, а некоторые «дозревают» до 8 лет и даже более. Необходимое исследование можно провести у педагога – психолога, он скажет, каков «психологический возраст» вашего ребёнка.

Для решения этой проблемы у детей развивают логическое мышление и осознанность в обучении. Для этого предлагают комментировать свои действия, решать логические задачи, предложите поиграть в «Шерлока Холмса» и распутать придуманные истории.

Также будет полезно предложить ребенку упражнения на классификацию и обобщение предметов (например, попросите разложить предметы на группы по заданному при-знаку: все круглые, все мягкие, все, имеющие углы или необходимые для повседневного пользование). Это сформирует у ребенка умение применять правила к конкретной ситуации.

  1. Неаккуратное ведение тетради. Скорее всего, у ребенка проблемы с тонкой моторикой.  Неразвитая ведущая рука – проблема каждого третьего первоклассника. Необходимо включить в режим дня занятия лепкой из пластилина, распутывание и завязывание узелков, раскрашивание мелких рисунков и обведение по контуру.
  2. Ребенок испытывает серьезные трудности при решении математических задач.

Способность решать задачи является показателем общего интеллекта ребенка, в частности, образного мышления. Вначале посмотрите вместе с ребёнком мультфильм про «1,5 землекопа» («Страна невыученных уроков») — пусть ребёнок увидит, насколько ответственное дело  — решение задач…

Необходимо эмоционально оживить каждую задачу или пример. Если это упрощает решение, поиграйте в игру «ассоциации» (предложите ребенку описать какой-либо пример через ассоциации: на какое животное, растение он похож, какой у него характер, настроение и т.д.). Такие игры очень хорошо стимулируют решение математических задач. Если же через месяц результат нулевой, обратитесь к психоневрологу: возможно, у ребенка небольшая задержка психического развития и нужна дополнительная стимуляция.

Учите ребёнка делать рисунки к задачам. Сначала они будут рисовать очень похожие предметы (в задаче про машины будут рисовать 10, 15 машин…), но затем поймут, что такое «схема», но до этого надо дозреть…

  1. Трудности устного счета.

Чаще всего эти трудности возникают при несформированном представлении о числовом ряде и понятиях «больше — меньше». Вырежьте из бумаги длинную полоску и напишите на ней цифры от 1 до 100. Десятки выделите красным. Вы загадываете число, указывая рамки, где его можно искать, скажем, «больше 25, но меньше 50». Ребенок ищет нужное число, глядя на подготовленную полоску с цифрами, задавая вопрос: «Это число больше 30? Меньше 40?» и т.д. После освоения числового ряда от 1 до 100 полоску уберите и продолжайте игру уже «в уме». Через месяц трудности устного счета должны полностью исчезнуть.

  1. Ребенок плохо излагает свои мысли, не может пересказывать текст…

Это бич современного ребёнка. Речь сегодня сильно упростилась, много заимствованных слов, мы стали говорить только о действиях, но мало про чувства, эмоции. В речи много глаголов и нет прилагательных и наречий…

По тому, как и что ребенок говорит, можно узнать, практически все о семье, где он воспитывается, ведь речь — это зеркало человеческих отношений. Купите ребенку любимые сказки и рассказы, записанные на аудиокассете, и давайте слушать перед сном.

Речевые конструкции легче всего усваиваются с устной речи. Если взять за правило такие прослушивания, то очень быстро ребенок научится говорить красиво и правильно.  Родители должны также обратить внимание на свою речь и её тон!

  1. Научите ребёнка выделять в тексте главную мысль (как можно назвать целый текст).
  2. Пусть ребёнок самостоятельно разобьёт текст на части (сначала небольшой). Важно научить определять эти части на слух. В любом рассказе должен быть «зачин» – начало, «основная часть», раскрывающая суть рассказа и «заключение».
  3. Следующий этап – воспроизведение текста по плану. Поиграйте в игру «Сочини сказку на новый лад». Возьмите несколько героев из разных сказок (сначала 2), придумайте краткий план – сюжет. А теперь пусть ребёнок придумает сказку целиком.
  1. Рассеянность и невнимательность.

Это самая частая претензия учителей к детям. Виной тому низкий уровень объема, концентрации и устойчивости внимания. Тренируйте внимание постоянно. Здесь главным «лекарством» будет всё та же осознанность действий.

Пусть ребёнок закрывает глаза и описывает все предметы, которые есть у него на столе, висят на стенах и т.д. Ежедневно давайте ребенку задания на день, например, наблюдать, какого цвета одежда у его друзей, какие машины встречались по пути в школу, какие деревья растут у дома и т.д. Учите ребенка переключать свое внимание (поучите сначала природоведение, потом немного займитесь математикой, затем русским языком, вернитесь к природоведению и математике).

Невнимательность часто бывает связана с плохим самоконтролем. Ребенок не привык к волевым усилиям, и выполняет только те задания, которые привлекают его внимание. Это проблема в основном «домашних» детей, пришедших в школу в шестилетнем возрасте. Приучите ребенка делать не только приятное, но и то, что нужно, даже если это не очень интересно.

Очень важно сформировать правильную мотивацию, связанную с обучением. Только вдумайтесь – 30% первоклассников не знают, зачем нужно учиться в школе!

  1. Если ребёнок неусидчив…

Винить в этом стоит только гены. Темперамент – вот та особенность, которая отвечает за поведение. Родители детей с холерическим темпераментом жалуются на чрезмерную подвижность. Родители меланхоликов, флегматиков – на медлительность, пониженный фон настроения.

Выходом из любой ситуации является соблюдение режима дня, наблюдательность по отношению к ребёнку (раннее укладывание спать, дневной сон, прогулки перед сном – как они сказываются на здоровье ребёнка?)

Не помешает консультация детского невролога – возможно, он назначит пройти курс лечения или витаминотерапии.

И всем детям, без исключения, необходимо сократить время просиживания у компьютера, телевизора, с сотовым телефоном и плеером. Излишняя нагрузка на органы чувств, приводит к торможению в коре головного мозга, а значит, делает поведение ребёнка неуправляемым.

  1. Если ребёнок стремиться к активности, тянет руку на уроке, а ответить не может.

Такое хоть и редко, но случается. Ребёнок тянет руку по нескольким причинам: относится с большой симпатией к учителю, нравится предмет, или… нужно исправить «нехорошую» оценку (и скорее всего, после тяжёлого разговора с домашними).

Однако, из – за неуверенности в себе, низкой самооценки или страхов перед публичными выступлениями, ребёнок тушуется и  — либо опускает руку, либо говорит что – нибудь невпопад, чтобы его побыстрее усадили на место.

Мы перечислили основные проблемы, с которыми встречаются дети и родители при поступлении в школу и в первые годы обучения.

Присмотритесь к своему ребёнку – чем Вы можете ему помочь? В чём он испытывает трудности?

А может, Вас беспокоит проблема, о которой сегодня мы не рассказали?

Спрашивайте, предлагайте новые темы для обсуждения!

Желаем успехов в школе и дома!

Яндекс.Метрика