Меридиан

УВЕЛИЧИТЬ ШРИФТ НА

СЕГОДНЯ

.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................

Чтобы не упустить момент или профилактика суицида в подростковом возрасте

О профилактике суицидального поведения в подростковой среде говорили сегодня в Актовом зале Центра «Меридиан». Психолог Калинчева Н.В. пригласила родителей подростков 10-18 лет. Публикации в СМИ показывают: каждый девятый взрослый даже не подозревал, что его сын или дочь готов на такой опасный шаг. «Ничего не предвещало беды» — говорят несчастные родители. Начиная с 2015 года, когда появились первые «группы смерти» психологов всех подразделений обязали проводить психопрофилактическую работу с детьми и родителями. Возможно, что и эти меры позволили снизить остроту проблемы. 10 сентября, ежегодно, отмечается «Всемирный день предотвращения самоубийств». Специалисты заметили, что пик детских суицидов приходится на весну и осень, когда обостряются психические нарушения и люди, с чувствительной нервной системой подвержены депрессивным мыслям. Весна — не только «пора любви», но и период подготовки к экзаменам. Наталья Владимировна рассказывает: «Начиная с января месяца, родители подростков обращаются к психологам с просьбой — избавить детей от страха экзаменов». Дети рисуют в воображении страшные картины, что они, вдруг, забудут всё, чему учились в школе и не смогут сдать тесты. Их пугает страх осуждения родителей и учителей, потеря веры в себя, отсутствие перспектив, связанных с будущим…»

Чтобы и другие родители могли ознакомиться с важной информацией, психолог решила разместить некоторые материалы для ознакомления.

«Несмотря на то, что «группы смерти» прекратили свою разрушительную работу, подростки продолжают убивать себя, по одиночке и группами. В социальных сетях то и дело появляется подобная информация: «Ищу напарника для суицида. Мне 15. Я из Магнитогорска. Кто со мной?»

Способы ухода из жизни самые разные – прыжки с высоты, повешение, отравление лекарственными и наркотическими веществами, утопление, смерть с помощью транспорта – ж/д или авто.
Смотря на фото погибших детей возникает вопрос: что сподвигло их – умных, красивых, успешных на такую ужасную смерть, где все мы, взрослые, упустили момент?

Этапы формирования суицидального поведения:
1. Предрасположенность (генетика, биология, психология, социальные условия)
2. Сложная ситуация в настоящем
3. Поиск решения (отсутствие жизненного опыта, стыдно поделиться с родителями)
4. Невозможность изменить ситуацию, депрессия (уход в себя, наедине с «плохими мыслями»)
5. Мысли о самоубийстве (что это решит все проблемы)
6. Планирование (способ, дата, детали)
7. Совершение самоубийства (спасение или смерть).
Каждый родитель должен знать, что к суициду приводит не тяжесть ситуации, в которой оказался ребёнок, а отношение к ней и отсутствие «надёжного плеча»!

Разберём факторы, приводящие к суицидальному поведению:

1. Генетические: наличие в семье родственников, закончивших жизнь суицидом; наличие в роду психически больных людей со склонностью к самоубийству, смерть близнеца. Изменить генетику нельзя, но минимизировать риск — можно…

2. Биологические: в силу особенностей, в головном мозге обнаружен низкий уровень серотонина (гормона радости). Его можно регулировать с помощью солнца, физической активности, особого питания…

3. Социальные: самоубийство более вероятно, когда в трудное время «негде преклонить голову», или умер (уехал) человек, который являлся «спасительным кругом», или вовсе нет такого человека.

4. Психологические:
— Стрессы прошлого (особенно, физическое и сексуальное насилие, сильное психологическое давление, запугивание и унижение ребёнка);
— Психологический статус (акцентуации характера)
— Стрессы настоящего:
s «неуютно находиться дома»
s «в школе всё плохо»
s «я недостоин её/его любви»
s «я не оправдываю ожидания родителей»
s «я не сдам ЕГЭ, не поступлю, не смогу…»
s «со мной никто не дружит, я изгой»
s «кто-то живёт в моей голове и говорит со мной» (психическое заболевание)
s «меня лишили чего — о важного: любви, уважения, телефона, денег, комфорта»
s Подражание кумирам. Родителям следует насторожиться, если ребёнок — фанат погибшего кумира.

5. «Триггер» –случай, запускающий цепную реакцию, приводящую человека к мысли о возможности суицида.
Например, девушка безответно влюблена. Триггером является то, что она увидела предмет своего обожания в обществе другой.
Парень – медалист, узнаёт, что повторно не сдал экзамен и все его дальнейшие планы на учёбу в престижном ВУЗе рухнули…

Акцентуация характера — следствие как факторов наследственности, так и типа воспитания ребенка, которые приводят к заострению некоторых черт характера, являющиеся вариантом нормы… но при их большем усилении приводят к психопатологии. Существует 10 — 12 типов акцентуаций (у разных авторов). Только 3 из них имеют большую суицидальную вероятность.
Наивысший суицидальный риск у эмоционально – лабильного типа и сенситивного.

Эмоционально – лабильные подростки – «дети настроения». Косого взгляда или упрека бывает достаточно, чтобы вывести из себя. Очень ревниво относятся к рождения младшего ребёнка или появлению в семье отчима/мачехи. Ссора с подругой вызывает депрессию. На вид дружелюбны и неагрессивны, в душе переживают огромную гамму чувств. Желание умереть возникает спонтанно…

Сенситивные подростки – с детства пугливые и боязливые. Очень привязаны к своей семье. Любая обида воспринимается как катастрофа, они редко проявляют злость и желание мстить, а переживают отчаяние, возникает мысль – «Выхода нет». Особенно страшны несправедливые обвинения или публичные высмеивания, в том числе, в социальных сетях, буллинг, травля…

Эпилептоидный тип акцентуации характера. Эти дети склонны больше к демонстративным суицидам (показательным, устрашающим выступлениям.) Однако, бывает, что демонстрации заканчиваются истинной смертью, потому что они не рассчитали скорость прибытия «службы спасения».

Ещё хотелось бы обратить внимание на следующее: отношение к смерти у современных детей изменилось. Кино, книги возводят самоубийства в степень сенсации, окружают трагически-романтическим, загадочным ореолом. Это фантастические романы для подростков о вампирах, мутантах. В одном известном фильме рассказывается история о любви умершего мальчика и живой девочке. Инфантильные, лишённые истинных знаний подростки принимают эти истории, как нечто, что может произойти и с ними.

Замалчивание в семьях темы смерти (многие люди считают, что детям не нужно рассказывать о смерти вообще и родственников, в частности брать их с собой на службу, на кладбище, поэтому тема смерти для ребёнка ограничивается знаниями из мультиков. (Психолог умышленно не называет возраст, в котором можно брать на службу и похороны, т.к. для каждого ребёнка он индивидуален. Средние показатели — 8-10 лет). Тему смерти обсуждаем с детьми в 6-8 лет. Как раз в это время они задают много вопросов на данную тему.

Игры с куклами «монстр хай» и т.п. – это, фактически, игры с мёртвыми персонажами, некоторые монстры обладают суперспособностями, красотой и популярностью — «вот мне бы так». Незабываем случай с 5 летней девочкой из Чебоксар, которая сделала так же, как учила фея Винкс в мультике: «Подожги себя, и в огне, у тебя вырастут крылья, ты сможешь летать!»

Многие родители снимают с себя ответственность за воспитание считая, что «сделали для своего ребёнка всё возможное и невозможное» и уповают на психиатров. Однако, со слов самих психиатров (на сайте Православие.ру есть информация), что «за 20-30 лет работы они не вылечили на 100% ни одного пациента. От нейролептиков вреда обычно больше, чем пользы, пациенты в результате психиатрического лечения инвалидизируются».

Другие родители не могут допустить, чтобы дети манипулировали ими со словами «не хочу больше жить и т.п.», не понимая главного – в «хорошей» семье дети не манипулируют родителями, тем более, с использованием подобного шантажа. Любое давление ребёнка на родителей — это крик о помощи!

Хотим привести ещё одно интересное мнение. Известный православный психолог Дмитрий Семеник считает, что в семьях верующих людей, риск суицида намного меньше. Потому что случаи «спонтанного ухода из жизни» случаются только по причине «овладения душой человека бесами». Спорить не станем… Вполне возможно, что дорога в Храм для многих подростков станет началом «духовного исцеления».

Уважаемые родители! Берегите своих детей! Любите их такими, какие есть! Больше разговаривайте с детьми, сочувствуйте им. Научитесь сдерживать свои негативные эмоции, уберите из лексикона слово ПОЧЕМУ? Замените его на «Как ты себя чувствуешь?», «Чем я могу тебе помочь?» Помните, нет ничего важнее их жизни, здоровья и благополучия!

Яндекс.Метрика