Меридиан

УВЕЛИЧИТЬ ШРИФТ НА

СЕГОДНЯ

.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................
.......................................................

Календарь

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Праздники России

Праздники России

Задержка психического развития

zpr_u_detey_simptomyУважаемые родители! Тема нашей беседы – ЗПР – задержка психического развития.

Этот термин с каждым годом всё чаще упоминается нашими мамочками: родители стали более «продвинутыми», а  специалисты, к сожалению, констатируют увеличение числа детей с такой формой нарушения.

Что же такое – ЗПР? Термин «задержка психического развития» был предложен отечественным учёным — Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г.  как замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.  Эта форма патологии относится к промежуточным (между умственной отсталостью и нормой), и к счастью, корректируется полностью или частично.

На практике это выглядит так:  примерно в 2-3,5 года впервые  родители ребёнка замечают, что на фоне соседских детей-ровесников или детей из садовской группы их малыш в чём то отстаёт. Этим «что-то» может быть отсутствие речи или её недостаточная сформированность,  отсутствие желание играть с другими детьми, непонимание инструкций взрослых (дай игрушку, убери машинку на полку), отсутствие интереса к развивающим занятиям, чрезмерная подвижность и возбудимость, или напротив – заторможенность.

Второй путь – это обращение родителей совсем по поводу другой причины –  когда у детей от 3 – 6 лет имеются энурез, энкопрез, страхи, агрессивность, плаксивость, сосание пальца, навязчивые движения и др. В ходе работы с этими детьми часто также выявляются разные типы ЗПР. В этом случае ЗПР было первичной причиной, на фоне которых развились у детей страхи и ощущение неполноценности, низкая самооценка, которые в свою очередь «притормозили» интеллектуальное развитие малыша и он «отстал» от своих сверстников ещё больше…

Схема работы с ЗПР такова:

  1. Выявление наличие этого самого ЗПР (у нескольких специалистов – невролога, психоневролога, психиатра, психолога). Не всегда проблемы недоразвития ребёнка – это ЗПР. К сожалению, после 8 лет выявляется и умственная отсталость, и с 4-5 лет – аутизм, и другие серьёзные психические нарушения… А иногда никакого ЗПР и нет… есть посттравматическое повреждение (смерть близкого человека или любимого животного, актокатастрофа, развод родителей, операция в стационаре и др., которое при умелом вмешательстве проходит за 1-6 месяцев…
  2. Определение причин ЗПР.

Их несколько:

  1. «Трудные роды» с осложнениями – гипоксией, парезами, параличами или внутриутробные повреждения (болезнь матери во время беременности, инфекции, стрессы) – тогда чаще всего речь пойдёт о ЗПР органического происхождения, с мозговыми повреждениями разной степени тяжести – от ММД до ДЦП…
  2. Болезни ребёнка от рождения до 3 лет, которые сопровождались частыми переездами, лечением в стационере и т.д. (болезни сердца и внутренних органов и систем). В этом случае ребёнок был лишён нормальных условий для развития. Родители такого ребёнка были в постоянной тревоге и не могли дать эмоциональный и интеллектуальный ресурс для поддержки. В этом случае, всегда, помощь нужна и ребёнку и родителям…
  3. Дефицитарное развитие – у ребёнка с нарушением слуха, зрения, нарушения движения (ДЦП, врождённая косолапость, тяжёлые вывихи бедра и др.) – его органы движений и чувств не могли дать остаточно чётких представлений о мире. Дефицит этих знаний, навыков, умений привёл к задержке развития.
  4. Развитие в условиях «депривации» — социальной, эмоциональной изоляции: в доме малютки, в семье родителей – наркоманов, в обществе людей без определённого места жительства и др. Формы нарушений бывает от лёгкой (что соответствует ЗПР) – если ребёнка вовремя изъяли и вернули в здоровую среду до тяжёлой формы (аутизм, шизофрения, олигофрения) – которая мало поддаётся коррекции.
  5. Нарушения условий семейного воспитания. Эта причина выявляется у подавляющего большинства детей. Хорошие новости в том, что эта форма ЗПР поддаётся коррекции легче всего. Плохая новость в том, что родители упорно не хотят признаваться в своих ошибках и делают ребёнка заложником непонимания в семье. Всем, кого заинтересовала эта форма ЗПР, даю  ссылку, посмотрите, детский психолог Ольга Троицкая прекрасно рассказывает о таких детях —  https://www.youtube.com/watch?v=_IDnDxSa52M  Я не буду останавливаться подробно, т.к. это отдельная тема беседы.
  6. Составление психологом программы коррекции. Она включает регулярные беседы с родителями, диагностику ребёнка, развивающие занятия и психокоррекционные занятия (снятие негативных эмоциональных состояний, повышение самооценки, формирование желания играть, общаться, развиваться…) Разнообразие методов зависит только от локализации проблемы и уровня квалификации психолога.
  7. Осуществление программы. Занятия целесообразно проводить по 2 раза в неделю, длительностью от 30 мин до 45 минут). Обязательно после каждого занятия подводить итоги, спрашивать о настроении и самочувствии ребёнка. Давать домашние задания, как родителям, так и ребёнку. Это помогает существенно сократить количество занятий, помочь родителям осознать проблему и улучшить внутрисемейное взаимодействие. Общее время терапии определить сложно. Скажу лишь то, что самые лучшие результаты замечены при курсовой работе. Например, 1 месяц (8 занятий)  ребёнок занимается с психологом, потом следующие 2 месяца перерыв (работа проводится дома по рекомендациям психолога) и так далее, несколько курсов, до достижения результата.

Процесс коррекции ЗПР – это всегда совместная работа медиков (невролога), психолога, педагога (воспитателя, учителя) и родителей. При дефицитарном развитии это и врач другой специализации (окулист, хирург, отоларинголог и т.д.)

Результат коррекции ЗПР – это хорошая адаптация ребёнка к окружающим людям и условиям, соответствующий возрастным нормам уровень развития и формы поведения.

        Уважаемые родители! Если  данная статья вызвала у вас вопросы, сомнения, тревогу за судьбу своего ребёнка, за свою семью – обращайтесь к специалистам. Помните, что многочисленные советы и рекомендации из журналов и интернета носят общий характер, их самостоятельное использование  (отдельные упражнения, техники, методы) могут усугубить ситуацию, т.к. при коррекции любых психологических нарушений требуется индивидуальный подход и к семье, и к ребёнку…

Яндекс.Метрика