Проблемы школьной неуспеваемости
«Почему это происходит именно с моим ребёнком, — сетуете вы, — мы занимались со специалистами, выполняли задания дома, он знает и буквы, и цифры… наверно не повезло с учителем…»
К сожалению, в 70% случаев родители обвиняют детский сад и школу в том, что педагоги недостаточно хорошо учили, не проявляли настойчивости. Но ведь и в группе, и в классе наверняка есть дети, которые прекрасно усваивают материал и показывают блестящие результаты.
Так в чём же на самом деле причины школьной неуспеваемости?
Давайте вместе рассмотрим наиболее типичные из них.
- Ребенок постоянно пропускает буквы в письменных работах. Скорее всего, у него плохо развитфонематический слух. Чтобы справиться с этой проблемой, бывает достаточно пару месяцев позаниматься с ребёнком упражнениями на развитие звукобуквенного анализа (разложить слово на буквы, а буквы на звуки).
Здесь может быть и другая проблема — недостаточная концентрации внимания. Увеличить ее можно при помощи тренировки. Например, предложите ребенку текст, где надо вычеркивать только буквы «а» (делая это задание, необходимо продумать систему поощрений). Есть замечательные упражнение – «Найди отличие на 2 картинках», «Что изменилось», «Сложи слова из кубиков», «Расставь цифры по порядку». Другой род упражнений, чрезвычайно полезных для детей и взрослых – это осознанное выполнение действий. Так, мы учим « не автоматически, не на лету», а внимательно умываться, принимать пищу, поливать цветы и т.д. Согласитесь, если нас спросить на работе – что ты делал утром по порядку – вряд ли кто-то вспомнит… мы на бегу переделали столько дел, думая о работе и разговаривая по телефону…
Ребенок может быть слишком темпераментным и вечно спешить. Таких детей иногда называют «гиперактивными». Мы поговорим об этом в следующей беседе, т.к. в нескольких словах не расскажешь.
- Ребенок делает массу орфографических ошибок. Причиной может быть пункт №1. А также то, что ребёнок пошёл в школу слишком рано (имеется в виду не возраст, а его психологическая и физическая готовность). Есть дети, которые готовы учиться в 6,5 лет, а некоторые «дозревают» до 8 лет и даже более. Необходимое исследование можно провести у педагога – психолога, он скажет, каков «психологический возраст» вашего ребёнка.
Для решения этой проблемы у детей развивают логическое мышление и осознанность в обучении. Для этого предлагают комментировать свои действия, решать логические задачи, предложите поиграть в «Шерлока Холмса» и распутать придуманные истории.
Также будет полезно предложить ребенку упражнения на классификацию и обобщение предметов (например, попросите разложить предметы на группы по заданному при-знаку: все круглые, все мягкие, все, имеющие углы или необходимые для повседневного пользование). Это сформирует у ребенка умение применять правила к конкретной ситуации.
- Неаккуратное ведение тетради. Скорее всего, у ребенка проблемы с тонкой моторикой. Неразвитая ведущая рука – проблема каждого третьего первоклассника. Необходимо включить в режим дня занятия лепкой из пластилина, распутывание и завязывание узелков, раскрашивание мелких рисунков и обведение по контуру.
- Ребенок испытывает серьезные трудности при решении математических задач.
Способность решать задачи является показателем общего интеллекта ребенка, в частности, образного мышления. Вначале посмотрите вместе с ребёнком мультфильм про «1,5 землекопа» («Страна невыученных уроков») — пусть ребёнок увидит, насколько ответственное дело — решение задач…
Необходимо эмоционально оживить каждую задачу или пример. Если это упрощает решение, поиграйте в игру «ассоциации» (предложите ребенку описать какой-либо пример через ассоциации: на какое животное, растение он похож, какой у него характер, настроение и т.д.). Такие игры очень хорошо стимулируют решение математических задач. Если же через месяц результат нулевой, обратитесь к психоневрологу: возможно, у ребенка небольшая задержка психического развития и нужна дополнительная стимуляция.
Учите ребёнка делать рисунки к задачам. Сначала они будут рисовать очень похожие предметы (в задаче про машины будут рисовать 10, 15 машин…), но затем поймут, что такое «схема», но до этого надо дозреть…
- Трудности устного счета.
Чаще всего эти трудности возникают при несформированном представлении о числовом ряде и понятиях «больше — меньше». Вырежьте из бумаги длинную полоску и напишите на ней цифры от 1 до 100. Десятки выделите красным. Вы загадываете число, указывая рамки, где его можно искать, скажем, «больше 25, но меньше 50». Ребенок ищет нужное число, глядя на подготовленную полоску с цифрами, задавая вопрос: «Это число больше 30? Меньше 40?» и т.д. После освоения числового ряда от 1 до 100 полоску уберите и продолжайте игру уже «в уме». Через месяц трудности устного счета должны полностью исчезнуть.
- Ребенок плохо излагает свои мысли, не может пересказывать текст…
Это бич современного ребёнка. Речь сегодня сильно упростилась, много заимствованных слов, мы стали говорить только о действиях, но мало про чувства, эмоции. В речи много глаголов и нет прилагательных и наречий…
По тому, как и что ребенок говорит, можно узнать, практически все о семье, где он воспитывается, ведь речь — это зеркало человеческих отношений. Купите ребенку любимые сказки и рассказы, записанные на аудиокассете, и давайте слушать перед сном.
Речевые конструкции легче всего усваиваются с устной речи. Если взять за правило такие прослушивания, то очень быстро ребенок научится говорить красиво и правильно. Родители должны также обратить внимание на свою речь и её тон!
- Научите ребёнка выделять в тексте главную мысль (как можно назвать целый текст).
- Пусть ребёнок самостоятельно разобьёт текст на части (сначала небольшой). Важно научить определять эти части на слух. В любом рассказе должен быть «зачин» – начало, «основная часть», раскрывающая суть рассказа и «заключение».
- Следующий этап – воспроизведение текста по плану. Поиграйте в игру «Сочини сказку на новый лад». Возьмите несколько героев из разных сказок (сначала 2), придумайте краткий план – сюжет. А теперь пусть ребёнок придумает сказку целиком.
- Рассеянность и невнимательность.
Это самая частая претензия учителей к детям. Виной тому низкий уровень объема, концентрации и устойчивости внимания. Тренируйте внимание постоянно. Здесь главным «лекарством» будет всё та же осознанность действий.
Пусть ребёнок закрывает глаза и описывает все предметы, которые есть у него на столе, висят на стенах и т.д. Ежедневно давайте ребенку задания на день, например, наблюдать, какого цвета одежда у его друзей, какие машины встречались по пути в школу, какие деревья растут у дома и т.д. Учите ребенка переключать свое внимание (поучите сначала природоведение, потом немного займитесь математикой, затем русским языком, вернитесь к природоведению и математике).
Невнимательность часто бывает связана с плохим самоконтролем. Ребенок не привык к волевым усилиям, и выполняет только те задания, которые привлекают его внимание. Это проблема в основном «домашних» детей, пришедших в школу в шестилетнем возрасте. Приучите ребенка делать не только приятное, но и то, что нужно, даже если это не очень интересно.
Очень важно сформировать правильную мотивацию, связанную с обучением. Только вдумайтесь – 30% первоклассников не знают, зачем нужно учиться в школе!
- Если ребёнок неусидчив…
Винить в этом стоит только гены. Темперамент – вот та особенность, которая отвечает за поведение. Родители детей с холерическим темпераментом жалуются на чрезмерную подвижность. Родители меланхоликов, флегматиков – на медлительность, пониженный фон настроения.
Выходом из любой ситуации является соблюдение режима дня, наблюдательность по отношению к ребёнку (раннее укладывание спать, дневной сон, прогулки перед сном – как они сказываются на здоровье ребёнка?)
Не помешает консультация детского невролога – возможно, он назначит пройти курс лечения или витаминотерапии.
И всем детям, без исключения, необходимо сократить время просиживания у компьютера, телевизора, с сотовым телефоном и плеером. Излишняя нагрузка на органы чувств, приводит к торможению в коре головного мозга, а значит, делает поведение ребёнка неуправляемым.
- Если ребёнок стремиться к активности, тянет руку на уроке, а ответить не может.
Такое хоть и редко, но случается. Ребёнок тянет руку по нескольким причинам: относится с большой симпатией к учителю, нравится предмет, или… нужно исправить «нехорошую» оценку (и скорее всего, после тяжёлого разговора с домашними).
Однако, из – за неуверенности в себе, низкой самооценки или страхов перед публичными выступлениями, ребёнок тушуется и — либо опускает руку, либо говорит что – нибудь невпопад, чтобы его побыстрее усадили на место.
Мы перечислили основные проблемы, с которыми встречаются дети и родители при поступлении в школу и в первые годы обучения.
Присмотритесь к своему ребёнку – чем Вы можете ему помочь? В чём он испытывает трудности?
А может, Вас беспокоит проблема, о которой сегодня мы не рассказали?
Спрашивайте, предлагайте новые темы для обсуждения!
Желаем успехов в школе и дома!